• Shri Ganga Pharmacy

  • Vyas

  • Sri Sri Ayurveda

  • Baidyanath

  • Himalaya

  • Aasha_Herbals

  • Raj Rasayana Herbals

  • Shahnaz Husain

  • Biotique

  • Dabur

Сад в японском стиле - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

07.04.2012

Сад в японском стиле

Японское садово-парковое искусство

Все в Японии гармонично и безупречно. Садово-парковое искусство Японии также строго подчиняется этим принципам. Начало формирования этого искусства было положено во времена первого развития японской культуры. Именно синтоизм, как религия гармонии с природой, стал традиционной религией древних японцев, которые были преданы красоте, как верный слуга своему господину. Именно верования «синто», что в переводе значит «путь богов», значительно повлияли на развитие и принципы садово-паркового искусства.







В синтоизме, божества отождествлялись с явлениями природы, которые считались вместилищами их сил и существа. Древние японцы полагали, что божество нельзя увидеть, однако его проявления отражаются во всем вокруг. Созерцание красоты и ритма окружающей природы поможет осознать и приблизится к гармонии божественного мира, пронизывающего материальный мир. «Моно-но-кэ» - это то единение, та гармония божественного и видимого мира, которая являлась предметом поклонения древней Японии. Первым воплощением моно-но-кэ был камень, который, согласно верованиям синтоизма, был вместилищем божественного духа, так сказать оболочкой божества. Почитание камня стало одним из самых важных этапов осознания настоящей действительности. Места поклонения созидались таким образом: собственно оболочка божества – камень помещался в засыпанное галькой пространство и огораживался веревками. Благодаря такой конструкции, предмет поклонения оказывался не отделим от окружающей природы, и оставался с ней единым целым. И по сей день в композиции японского сада сохраняется различие камней, символизирующих мужское и женское начало.







Каким бы наивным не казался первоначальный синтоизм, именно благодаря нему сформировались две основополагающие эстетические идеи: заключение символов в природных и в пространственных формах. Несмотря на то, что на протяжении всей своей истории, Япония часто заимствовала идеи у других народов, эти идеи принимали совершенно иные формы, и становились, в конце концов, истинно японскими, наполняясь, каждый раз новым смыслом при смене династии.



Буддизм Японии, заимствованный в VI веке, также обрел совершенно иное выражения и совершенно иные философские принципы, чем в Индии, где собственно и родилась эта вера, или в Китае, откуда и была заимствована. Японский синтоизм и буддизм слились в одно целое – рёбусинто. Духовность природы в синтоизме и личности в буддизме произвели на свет новую духовность, определяющуюся слиянием синтоистского и буддистского божества. Именно здесь родилось неразрывное восприятие окружающего мира и человеческой природы.



Японская культура включила в себя и представления о природе инь и ян – мужском и женском начале бытия, активном и пассивном началах, а также убеждение о устойчивости изменений. Единение инь и ян образует гармонию. Со временем все эти принципы воплотились в структуре расположения предметов японского сада.



Впервые, упоминание о японском саде датируется VIII веком. В древней столице Японии, Нара, которая по своему устроению была идентична мандале – буддистской схеме мироздания, японские сады были устроены по подобию китайских. В древних летописях существуют упоминания об устроении садов в период правления императрицы Суйко. Период с VIII по IX века характеризуется множественными заимствованиями культуры Китая, который на то время был центром восточного искусства. Именно китайские эталоны воспринимались настоящим культурным образцом.



Китайские сады воплощали собой представления людей о рае, где они могли бы, наслаждаясь красотой окружающего, постигнуть истину. Блаженство от созерцания великолепия природы должно было принести полное единение с божеством. В то время не было строгих принципов обустройства сада. Однако один принцип был обязателен: воплощение скелета (символ которого - камни) и крови (вода), что символизировало единение в плоти светлого мужского начала (ян) и темного женского (инь). Композиция сада должна была воплощать свойства самой природы – изменчивость, текучесть, естественность и единство в разнообразии и противоположности. Каждый мастер создавал японский сад в соответствии с этими законами, и в то же время выражал свое понимание природы.



Во времена Нара еще не существовало понятия о единении искусственного и натурального сада. Природный сад оставался нетронутым, а пространство организовывалось путем планирования движения процессий. В следующем периоде развития японской культуры Хэйан человеческое привнесение в структуру сада будет соответствовать природной, а не контрастировать с ней. Изощренная культура Хэйан требовала напряженного восприятия красоты, что составляло новое восприятие мира. Это восприятие - созерцание. Именно остротой переживания человек проникал в сущность бытия. Классическая японская поэзия сформировалась в утонченную эпоху Хэйан.
С приходом воинственной эпохи Камакура изменилось и отношение к искусству создания сада. Теперь уже не столько чувственность и тонкость восприятия природы играло решающую роль, но мощь и непокорность природных сил.

После прихода к власти сегунов Асикава, противоположные культуры Хэйан и Камагура несколько сблизились и преобразовались в единую. На этот период приходится расцвет дзэн - буддизма в Японии, что не замедлило отразиться и на искусстве создания сада. Дзэн предполагает не противостояние природы и человека, а их гармоничное единение, отождествление объекта и субъекта созерцания. Главное в дзэн – это простота и умеренность, постижение единения на основе интуитивного восприятия, мышление дзэн нерационально, он почти полностью отвергает проникновение в суть вещей разумом. И соответственно, именно эти принципы отразились на культуре создания японского сада этого периода. Канон создания сада предполагает основание не на эстетической ценности предмета (камней, песка, воды, растений), а на символе, который он несет в структуре мироздания.

В средние века, традиция синтоистского восприятия стала основополагающей. В основу канона средневековья в разной степени легли также и концепции эпох Нара и Хэйан, Муромати и периода расцвета дзэн-буддизма в Японии.

Источник:
http://www.landimprovement.ru/
http://original-garden.ru/

Теги: 

Возврат к списку

(Нет голосов)

Оставте заявку и мы свяжимся с вами.